Урок: Кубановедение
Тема: «Моя
родословная. Моё имя».
Цели:
1. Приобщить
детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры своего края, своей семьи.
2. Расширить
представление об именах и фамилиях жителей Кубани, их происхождении и значении;
дать элементарные сведения о родословной
человека, научить
составлять генеалогическую таблицу всей семьи.
3. Развивать
познавательный интерес, речь, мышление, кругозор.
4. Воспитывать
патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь в предкам, прошлому нашей Родины.
Оборудование: диск, компьютер,
мультимедийный экран, карточки «Ромашка»,
и карточки «Родословное древо», учебники.
Ход урока.
I. Орг.
момент.
Кубанское
солнышко
Смотрит нам в
класс
А лучик, играя,
приветствует вас:
Доброго утра,
хорошего дня!
Я пожелаю вам
детвора.
II. Сообщение
темы и цели урока.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, отрывок из
стихотворения и подумайте о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Между живущих
людей
Безымянным
никто не бывает.
Вовсе в минуту
рождения каждый,
Имя своё от
родителей
В сладостный
дар принимает.
( Высказывания детей)
Учитель: Да, совершенно верно ребята, сегодня на уроке мы с
вами будем говорить об именах, а также о фамилиях, их происхождении, о ваших
семьях, о родословной. Тема нашего урока: «Моя родословная. Моё имя».
- А для этого
мы сейчас отправимся в путешествие по страницам устного журнала.
1
страница журнала называется: « Что в имени моём?»
Учитель: Первая страница нашего журнала называется «Что в имени моем?»
На территории нашей
огромной Родины- России живут
люди разных национальностей. Это русские, армяне, осетины, грузины, адыгейцы,
белоруссы и украинцы, удмурты. Только в нашем крае
проживает больше ста двадцати национальностей.
-А чем разные
народы отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
- Ребята откройте учебник на с. 48.Посмотрите на верхний рисунок. Кого
вы здесь видите?
( Ответы детей)
Чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
Учитель: - А задумывались
ли вы когда-нибудь над тем, что же такое
имя и какую тайну оно в себе несёт?
Если обратиться к современному русскому толковому
словарю Кузнецова, то в нём даётся такое определение имени:
Имя - это
личное название человека, даваемое ему при рождении. Имена как и все на свете имеют свою историю и значение.
Учитель:
-Давайте прочитаем на с.48 об именах людей живущих на
Кубани.
- Какие имена носят жители Кубани?
-А что обозначают эти
имена?
Например, русское имя Светлана –«светлая», Юнус –«голубь», Паго – «курносый», Фарида
–«жемчужина»
- Если мы вспомним историю русских имён, то они
делятся на две группы: древнерусские и православные,
пришедшие к нам после крещения Руси.
Древнерусские имена давались человеку как примета, по
которой его можно было выделить из семьи родственников. (Первуша, Добрыня)
-Откуда к нам пришли православные имена?
Дети: - Из Византии.
Многие
византийские имена, т.е. православные имена в свою очередь произошли от
древнегреческих, древнеримских и
древнееврейских.
Например:
Древнегреческие имена:
-Андрей - «мужественный» Ребята, если встретятся ваши имена, то
- Елена – «лучезарная» поднимайте руку.
-Евгений- «благородный»
Древне
римские имена:
-Виктор – «победитель»
Валерий - «здоровый, сильный»
Марина – «морская»
Максим – «величайший»
Древнееврейские:
Михаил - «равный
богу»
Илья – «сила божья»
Даниил – «суд божий»
Учитель: - А какие ещё имена есть в вашем классе? Что они обозначают?
Представьтесь, пожалуйста!
-А вы умеете их красиво произносить?
Произнесите своё имя так, чтобы все увидели, как Вы им
гордитесь
Учитель: А как зовут ваших родителей, бабушек, дедушек? А
знаете ли вы, что
обозначают их имена?
(Ответы детей).
Учитель: - Ребята, а
сейчас, давайте прочитаем задание на с.48.
-
Что же обозначает имя Дарья?
(Ответы детей).
Учитель:
- Имя Дарья
– одно из старых, весьма распространённых
русских имён, ведёт свою историю из Древней Персии, в которой имя Дарий,
что означает «победитель», носил персидский царь. В современном русском языке имя Дарья связывается с
понятием дар.
Игра
«Ромашка»
- А теперь поиграем в игру « Ромашка»
Задание: напишите в центре цветка свое имя, а на лепестках
как вас называют близкие и друзья.
- Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось?
(Ответы детей).
-Вот видите как необычно, по- разному
звучат ваши имена.
Учитель: -
Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из вас знает, как вам выбирали имя?
Расскажите об этом.
(Ответы
детей).
Учитель: А сейчас давайте прочитаем 1 абзац на с.49 о том, как
выбирали имена своим детям адыгейцы.
- Как же они
выбирали имена своим детям?
( Ответы детей).
Учитель: - А
как выбирали имена своим детям православные люди?
-В старину православные люди выбирали имена своим детям по святкам.
-Что означает слово святцы? (Ответы детей)
Словарь:
«Святцы» - список христианских
святых и праздников, расположенных в календарном
порядке. Иначе говоря, это церковный календарь.
Учитель: - А теперь об этом давайте прочитаем 2 абзац.
- Как выбирали имена
своим детям православные люди? А что такое именины?
Словарь: Именины -
день памяти святого, имя которого вы носите.
- Когда отмечаются именины?
Учитель: - Ребята, давайте сейчас заглянем в отрывок из
церковного календаря на с.49 и определим, когда вам нужно поздравлять с
именинами ваших родных и друзей.
(Ответы детей).
-У кого есть сестра или подруга по имени Анастасия?
Определите , когда её нужно поздравить с именинами?
Работа с
пословицей:
- Ребята, прочитайте пословицу на с. 49 . Объясните её
смысл.
Каждый человек
проносит своё имя через всю
жизнь. Поэтому вам к своему имени нужно относится с любовью, с гордостью
носить его.
Физминутка.
Дружно
встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь
казаки!
Мы ладони к
глазам приставим,
Поворачиваясь
вправо,
Оглядимся
величаво.
И налево
тоже
Поглядеть из-
под ладошек.
И направо, и
ещё
Через левое
плечо
Буквой «Л»
расставим ноги.
Точно в
танце руки в боки,
Наклонились
в влево, вправо.
Получается
на славу.
2
страница журнала называется: « Моя фамилия».
Учитель: - Семья для каждого из нас – это самое родное и близкое,
что есть в нашей жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи - что дерево без корней!» Чтобы дерево росло,
цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими корнями является
семья.
- Ребята,
скажите, кого называют родственниками?
- Что такое род?
- Родство?
( Сначала выслушиваются ответы детей, а затем учитель
даёт объяснение).
Словарь
Родственник – человек, который находится в родстве с С.Ожегова:
кем-нибудь.
Родня – то же,
что и родственник.
Род – ряд
поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколения.
Родство – связь
между людьми, основанная на происхождении одного лица от
другого, или разных лиц общего предка, а также на брачных семейных отношениях.
Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду
давалось своё «название» - фамилия.
- Что такое фамилия? ( Ответы детей)
Слово «фамилия»
- на древнеримском (латинском) языке означает семья.
В этом смысле оно и употреблялось когда -то. Теперь
фамилия – это имя собственное, оно даётся человеку и переходит от родителей к детям.
- Вспомните, когда на Руси появились фамилии?
-У всех слоёв населения они появились?
Ответы
детей:–Сначала у людей знатных: бояр, князей, богатых купцов
-А у городского и сельского населения?
(Лишь 100 лет назад).
- А как образовывались русские фамилии?
(Ответы детей)
- От места, где проживали.
- От личных имён.
- Указывают на профессию, род занятий.
- От названий рыб и птиц.
Учитель: - Ребята, а скажите, пожалуйста, были ли в старину у казаков фамилии?
Дети: - Да. –Нет.
- Чтобы разрешить наш спор прочитаем 1 абзац на с. 50
Но прежде чем это сделать заглянем в словарь в конце
учебника и найдём определение словам старожил
и городничий.
- Так были ли в
старину фамилии у казаков?
Дети: - Нет.
Учитель: - Были прозвища.
- Как казак Белый стал Белоусом? Расскажите.
- А теперь прочитаем 2 абзац о том, какие фамилии
носили первые жители Екатеринодара. (Дети читают вслух). Объясните
происхождение этих фамилий.
- Благодаря документам,
сохранившемся от первой переписи населения на Кубани, проведенной 21 марта 1794
года стало чуть больше известно об одном из интереснейших моментов в истории казачества - смене
фамилий. Поводов для того, чтобы сменить фамилию, у казаков было множество. Особенно
в новом имени нуждались переселенцы не желавшие возвращаться на Родину. Многие
казаки наоборот, хотели сохранить связь с предками своих фамилий не меняли.
Другие, пытаясь сохранить память о
Родине, пытались указать местность, из которой прибыли на Кубань. Так появились
фамилии Миргородских, Иваногородских, Донцовых, Стеблиевских. А вот в фамилиях
Черкис, Турчинов, Сербин, Нагаев - подчеркивалась национальная гордость. Часто
казаки брали фамилии, отражавшие род их
деятельности: Ткач, Мирошник (мельник), Коваль Чабан, Швец, Слесарь, Гуртовой.
Через фамилии на Кубани выражалось и семейное старшинство. Это присоединение к
отцовской фамилии указателя родственных отношений ( например, «сынко», то
есть «сын»). В современных фамилиях
«сынко» видоизменился в окончание
«енко».Сегодня по таким фамилиям легко восстановить профессию основателя
рода: Пономаренко – сын пономаря т. е священнослужителя, Писаренко – сын
писаря. А другой довольно забавный метод образования двойных фамилий пришёл на
Кубань с Запорожья. Старчо-ус, Среляй – баба… Остроумные украинцы давали
прозвища, выражавшие какое – то действие, в своём роде характеристика человека.
Фамилия Украв- Сало буквально кричала: «Со мной держи ухо востро!», Конограй –
игрив, как жеребец, а Костогрыз, судя по всему, любил поесть, косточки
посмаковать. Ну а Загубиштаны, скорее всего, или очень рассеянным был, или
очень трусливым,
Перебый - нос гораздо сложнее: то ли ему нос перебили,
то ли он забиякой был. От прозвищ, которыми казаков награждали находчивые
друзья и соседи, также образовалось
много фамилий. Кубанцы «отмечали»
в человеке всё, даже физические недостатки. Так появились фамилии
Моргун, Глухый, Горбик, Кривонос. Как правило, переселенцам новичкам, еще никак
не «отличившимся», присваивали фамилии: Сухой, Мокрый, Куцый, Плохый, Великий.
Или же сравнивали с животными и птицами: Бугай, Вовк, Заец, Гузь (гусь), Орел,
Шпак(скворец). Этим кубанцы не ограничивались: появились фамилии, связанные с
деревьями и травами, - Туман, Хмара, Холод, Мороз; Дуб, Верба, Лобода. Для
общения в быту казакам хватало и прозвища, но при поступлении на службу,
вопросы родословной становились актуальными. И здесь кубанцы проявляли
находчивость: в списках указывали «первую» фамилию казака, в скобках – новое
прозвище.
Учитель:
- Ребята, внизу на этой
странице дано интересное задание, давайте его выполним. (Ученик читает).
- По какому
признаку объединены фамилии в 1 группу? (по названию птиц)
- По какому признаку объединены фамилии во 2 группу?
(по определённому действию, характерному для человека).
- Что объединяет
3 группу фамилий? (образованы от рода занятий, профессии, которой занимается
человек).
- По какому признаку объединены фамилии в 4 группу? (от
имён).
- Что объединяет фамилии 5 группы? (внешний облик
человека, его черты характера, недостатки).
- Так как же образовывались казачьи фамилии?
Дети:
1. От
названия птиц и животных;
2. От
профессии, которой занимался человек;
3. От имён;
4. От
определенного занятия, характеризующего данного человека;
5. От черт
характера человека, его внешности и её
недостатков;
6. От
названия местности ,где раньше жил.
Учитель: - А теперь
рассмотрим иллюстрации на с. 51 и постараемся угадать, фамилии тех, кого нарисовал художник.
1.Брехунец.
-Почему ты так считаешь?
2. Туркало.
- Почему у него такая должна быть фамилия?
3. Дзюба.
-Почему?
4. Мельник.
- Почему?
5. Крамарь.
- Почему ты так считаешь?
6. Коваль.
- Почему у него должна быть такая фамилия?
Учитель:- А что вы можете рассказать о происхождении своей
фамилии?
( Ответы детей).
Фамилия, как и имя даётся человеку на всю жизнь и её
нужно носить с достоинством, ведь вы её получаете по наследству от родителей.
3
страница устного журнала: «Моя родословная».
Учитель: - А сейчас, ребята,
мы откроем 3 страницу устного журнала и поговорим о вашей родословной.
- А что такое родословная?
Родословная
– это ряд поколений, происходящих от одного предка.
Иначе говоря,
это история вашего рода.
С историей нашей Кубани тесно связана история вашей семьи.
- Расскажите о ваших семьях? Кто является членами
вашей семьи?
(Рассказывают о родителях, о бабушках и дедушках)
- А знаете ли вы своих прадедушек и прабабушек?
Чем они занимались?
-
Ребята, скажите, кто такие предки?
( Высказывания детей)
Словарь:
Предок - это старейший родственник по отцовской или по материнской линии или
поколение, жившее задолго до на настоящего времени.
- А потомки?
(Это люди
будущих поколений)
Учитель: - Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве
находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с
историей. Сегодня в нашей стране многие интересуются своей родословной, а вот в
России тоже раньше было принято знать свою родословную, особенно среди
дворян. Но и среди простого народа такие
традиции существовали.
Учитель: - Вы сейчас тоже попробуете составить свои родословные.
Есть два варианта записи родословной: восходящий ( от
потомка, ко всем его предкам) и нисходящий (от общего родоначальника ко всем
его потомкам).
Не забудем о том, что представители одного поколения
при вычерчивании древа должны находиться на одном уровне. При упоминании
женщины нужно указывать её девичью фамилию. У вас на столах лежат так называемые
родословные древа. Начнём их заполнять от вас, т.е. от предков к потомкам.
Запишите внизу своё имя и фамилию.
Далее ваше древо делится на две условные ветви: справа
вы записываете имя и фамилию отца, а слева имя и фамилию матери. Каждая из этих
ветвей, в свою очередь делится на две меньшие ветви: здесь вы записываете своих
прадедушку и прабабушку по папиной и по маминой линии. Свою родословную вы
закончите дома. В этом вам помогут родители.( Чтение на с. 47)
III. Итог
урока.
- Что нового вы узнали о своих именах?
-Как в старину давали имена своим детям православные
люди?
-Что означает слово именины и когда они празднуются?
- - Были ли в старину фамилии у казаков?
- На что были похожи первые казачьи фамилии?
- Какое происхождение имеют казачьи фамилии?
- Что такое родословная?
- Для чего нужно интересоваться своей родословной?
Наш урок подошёл к концу. Большое спасибо вам за
активную работу!
Хорошо работали следующие ребята…
IV. Домашнее
задание.
Вашим
домашним заданием будет закончить составление своей родословной, узнать о происхождении
своего имени и фамилии.
Литература.
Комментариев нет:
Отправить комментарий