среда, 13 марта 2013 г.

Кубановедение. Тема: "Моя родословная. Моё имя."


Урок: Кубановедение

Тема: «Моя родословная. Моё имя».


Цели:
  1. Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому     богатству культуры своего края, своей семьи.
  2. Расширить представление об именах и фамилиях жителей Кубани, их      происхождении и значении; дать элементарные сведения о родословной            человека, научить составлять генеалогическую таблицу всей семьи.
   3. Развивать познавательный интерес, речь, мышление, кругозор.
  4. Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью,         уважение и любовь в предкам,  прошлому нашей Родины.

Оборудование: диск, компьютер, мультимедийный экран,  карточки «Ромашка», и карточки «Родословное древо», учебники.


Ход урока.

I. Орг. момент.

  Кубанское солнышко
  Смотрит нам в класс
  А лучик, играя, приветствует вас:
  Доброго утра, хорошего дня!
  Я пожелаю вам детвора.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, прочитайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения и подумайте о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

  Между живущих людей
  Безымянным никто не бывает.
  Вовсе в минуту рождения каждый,
  Имя своё от родителей
  В сладостный дар принимает.
   ( Высказывания детей)
Учитель: Да, совершенно верно ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об именах, а также о фамилиях, их происхождении, о ваших семьях, о родословной. Тема нашего урока: «Моя родословная. Моё имя».
 - А для этого мы сейчас отправимся в путешествие по страницам устного журнала.
1 страница журнала называется: « Что в имени моём?»

Учитель: Первая страница нашего  журнала называется «Что в имени  моем?»

На территории нашей  огромной Родины- России  живут люди разных национальностей. Это русские, армяне, осетины, грузины, адыгейцы, белоруссы    и  украинцы, удмурты. Только в нашем крае проживает больше ста двадцати национальностей.
 -А чем разные народы отличаются друг от друга?
  (Ответы детей)
- Ребята откройте учебник на  с. 48.Посмотрите на верхний рисунок. Кого вы  здесь видите?
( Ответы детей)
Чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
Учитель: - А  задумывались ли вы когда-нибудь  над тем, что же такое имя и какую тайну оно в себе несёт?

Если обратиться к современному русскому толковому словарю Кузнецова, то в нём даётся такое определение имени:
Имя -  это личное название человека, даваемое ему при рождении. Имена как и все на  свете имеют свою историю и значение.

Учитель:
-Давайте прочитаем на с.48 об именах людей живущих на Кубани.
- Какие имена носят жители Кубани?
-А что обозначают эти   имена?
Например, русское имя Светлана –«светлая»,  Юнус –«голубь», Паго – «курносый», Фарида –«жемчужина»
- Если мы вспомним историю русских имён, то они делятся на две группы: древнерусские и  православные, пришедшие   к нам после крещения Руси.
Древнерусские имена давались человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи родственников.  (Первуша, Добрыня)
-Откуда к нам пришли православные имена?
Дети: - Из Византии.
 Многие византийские имена, т.е. православные имена в свою очередь произошли от древнегреческих,  древнеримских и древнееврейских.
Например:
 Древнегреческие имена:
-Андрей - «мужественный»     Ребята, если встретятся ваши имена, то
 - Елена – «лучезарная»                   поднимайте руку.
-Евгений-  «благородный»
Древне римские имена:
-Виктор – «победитель»
Валерий -  «здоровый, сильный»
Марина – «морская»
Максим – «величайший»
Древнееврейские:
Михаил  - «равный богу»
Илья – «сила божья»
Даниил – «суд божий»

Учитель: - А какие ещё имена есть в  вашем классе? Что они обозначают?
Представьтесь, пожалуйста!
-А вы умеете их красиво произносить?
Произнесите своё имя так, чтобы все увидели, как Вы им гордитесь
Учитель: А как зовут ваших родителей, бабушек, дедушек? А знаете ли вы,                       что обозначают их имена?
(Ответы детей).
Учитель:   - Ребята, а сейчас, давайте прочитаем задание на с.48.
                  - Что же обозначает имя Дарья?
(Ответы детей).

Учитель:
- Имя Дарья – одно из старых, весьма распространённых  русских имён, ведёт свою историю из Древней Персии, в которой имя Дарий, что означает «победитель», носил персидский царь. В современном  русском языке имя Дарья связывается с понятием дар.

Игра «Ромашка»
- А теперь поиграем в игру « Ромашка»

Задание: напишите в центре цветка свое имя, а на лепестках как вас называют близкие и друзья.
- Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось?
 (Ответы детей).
 -Вот видите как необычно, по- разному звучат ваши имена.
Учитель:  - Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из вас знает, как вам выбирали имя? Расскажите об этом.
 (Ответы детей).
Учитель: А сейчас давайте прочитаем 1 абзац на с.49 о том, как выбирали имена своим детям адыгейцы.
  - Как же они выбирали имена своим детям?
( Ответы детей).

Учитель:  - А как выбирали имена своим детям православные люди?
 -В старину православные люди выбирали имена своим детям по святкам.
 -Что означает слово святцы? (Ответы детей)
Словарь: «Святцы» -  список христианских святых  и праздников, расположенных в календарном порядке. Иначе говоря, это церковный календарь.

Учитель: - А теперь об этом давайте прочитаем   2 абзац.

- Как выбирали имена  своим детям православные люди? А что такое именины?
Словарь:  Именины -  день памяти святого, имя которого вы носите.
 - Когда  отмечаются именины?

Учитель: - Ребята, давайте сейчас заглянем в отрывок из церковного календаря на с.49 и определим, когда вам нужно поздравлять с именинами ваших родных и друзей.
(Ответы детей).
-У кого есть сестра или подруга по имени Анастасия? Определите , когда её нужно поздравить с именинами?
Работа с пословицей:
- Ребята, прочитайте пословицу на с. 49 . Объясните её смысл.
Каждый человек  проносит своё имя через всю  жизнь. Поэтому вам к своему имени нужно относится с любовью, с гордостью носить его.

Физминутка.

Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядеть из- под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились в влево, вправо.
Получается на славу.

2 страница журнала называется: « Моя фамилия».

Учитель: - Семья для каждого из нас – это самое родное и близкое, что есть в нашей жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи -  что дерево без корней!» Чтобы дерево росло, цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими корнями является семья.
-  Ребята, скажите, кого  называют родственниками?
- Что такое род?
- Родство?
( Сначала выслушиваются ответы детей, а затем учитель даёт объяснение).
  Словарь             Родственник – человек, который находится в родстве с   С.Ожегова:            кем-нибудь.
                              
                               Родня – то же, что и родственник.
                              
                               Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а                          так же вообще поколения.
                               Родство – связь между людьми, основанная на                                            происхождении одного лица от другого, или разных лиц                         общего предка, а также на брачных семейных                                           отношениях.


Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давалось своё «название» - фамилия.
- Что такое фамилия? ( Ответы детей)
Слово  «фамилия»  - на древнеримском (латинском) языке означает семья.
В этом смысле оно и употреблялось когда -то. Теперь фамилия – это имя собственное, оно даётся человеку и переходит от  родителей к детям.
- Вспомните, когда на Руси появились фамилии?
-У всех слоёв населения они появились?
Ответы детей:–Сначала у людей знатных: бояр, князей, богатых купцов
-А у городского и сельского населения?
(Лишь 100 лет назад).
- А как образовывались русские фамилии?
(Ответы детей)
- От места, где проживали.
- От личных имён.
- Указывают на профессию, род занятий.
- От названий рыб и птиц.
Учитель: - Ребята, а скажите, пожалуйста, были ли  в старину у казаков фамилии?
Дети: - Да. –Нет.
- Чтобы разрешить наш спор прочитаем  1 абзац на с. 50
Но прежде чем это сделать заглянем в словарь в конце учебника и найдём определение словам старожил и городничий.
- Так были  ли в старину фамилии у казаков?
Дети: - Нет.
Учитель: - Были прозвища.
- Как казак Белый стал Белоусом? Расскажите.
- А теперь прочитаем 2 абзац о том, какие фамилии носили первые жители Екатеринодара. (Дети читают вслух). Объясните происхождение этих фамилий.
 - Благодаря документам, сохранившемся от первой переписи населения на Кубани, проведенной 21 марта 1794 года стало чуть больше известно об одном из интереснейших  моментов в истории казачества - смене фамилий. Поводов для того, чтобы сменить фамилию, у казаков было множество. Особенно в новом имени нуждались переселенцы не желавшие возвращаться на Родину. Многие казаки наоборот, хотели сохранить связь с предками своих фамилий не меняли. Другие, пытаясь сохранить  память о Родине, пытались указать местность, из которой прибыли на Кубань. Так появились фамилии Миргородских, Иваногородских, Донцовых, Стеблиевских. А вот в фамилиях Черкис, Турчинов, Сербин, Нагаев - подчеркивалась национальная гордость. Часто казаки брали фамилии, отражавшие  род их деятельности: Ткач, Мирошник (мельник), Коваль Чабан, Швец, Слесарь, Гуртовой. Через фамилии на Кубани выражалось и семейное старшинство. Это присоединение к отцовской фамилии указателя родственных отношений ( например, «сынко», то есть  «сын»). В современных фамилиях «сынко» видоизменился в окончание  «енко».Сегодня по таким фамилиям легко восстановить профессию основателя рода: Пономаренко – сын пономаря т. е священнослужителя, Писаренко – сын писаря. А другой довольно забавный метод образования двойных фамилий пришёл на Кубань с Запорожья. Старчо-ус, Среляй – баба… Остроумные украинцы давали прозвища, выражавшие какое – то действие, в своём роде характеристика человека. Фамилия Украв- Сало буквально кричала: «Со мной держи ухо востро!», Конограй – игрив, как жеребец, а Костогрыз, судя по всему, любил поесть, косточки посмаковать. Ну а Загубиштаны, скорее всего, или очень рассеянным был, или очень трусливым,
Перебый - нос гораздо сложнее: то ли ему нос перебили, то ли он забиякой был. От прозвищ, которыми казаков награждали находчивые друзья и соседи, также образовалось  много фамилий. Кубанцы «отмечали»  в человеке всё, даже физические недостатки. Так появились фамилии Моргун, Глухый, Горбик, Кривонос. Как правило, переселенцам новичкам, еще никак не «отличившимся», присваивали фамилии: Сухой, Мокрый, Куцый, Плохый, Великий. Или же сравнивали с животными и птицами: Бугай, Вовк, Заец, Гузь (гусь), Орел, Шпак(скворец). Этим кубанцы не ограничивались: появились фамилии, связанные с деревьями и травами, - Туман, Хмара, Холод, Мороз; Дуб, Верба, Лобода. Для общения в быту казакам хватало и прозвища, но при поступлении на службу, вопросы родословной становились актуальными. И здесь кубанцы проявляли находчивость: в списках указывали «первую» фамилию казака, в скобках – новое прозвище.
Учитель: - Ребята, внизу на этой странице дано интересное задание, давайте его выполним. (Ученик читает).
-  По какому признаку объединены фамилии в 1 группу? (по названию птиц)
- По какому признаку объединены фамилии во 2 группу? (по определённому действию, характерному для человека).
-  Что объединяет 3 группу фамилий? (образованы от рода занятий, профессии, которой занимается человек).
- По какому признаку объединены фамилии в 4 группу? (от имён).
- Что объединяет фамилии 5 группы? (внешний облик человека, его черты характера, недостатки).
 - Так как же образовывались казачьи фамилии?
Дети:
1. От названия птиц и животных;
2. От профессии, которой занимался человек;
3. От имён;
4. От определенного занятия, характеризующего данного человека;
5. От черт характера человека, его  внешности и её недостатков;
6. От названия местности ,где раньше жил.
Учитель: - А теперь  рассмотрим иллюстрации на с. 51 и постараемся угадать,  фамилии тех, кого нарисовал художник.

1.Брехунец.
-Почему ты так считаешь?
2. Туркало.
- Почему у него такая должна быть фамилия?
3. Дзюба.
-Почему?
4. Мельник.
- Почему?
5. Крамарь.
- Почему ты так считаешь?
6. Коваль.
- Почему у него должна быть такая фамилия?
Учитель:- А что вы можете рассказать о происхождении своей фамилии?
( Ответы детей).
Фамилия, как и имя даётся человеку на всю жизнь и её нужно носить с достоинством, ведь вы её получаете по наследству от родителей.

3 страница устного журнала: «Моя родословная».

Учитель: - А сейчас, ребята,  мы откроем 3 страницу устного журнала и поговорим о вашей родословной.
- А что такое родословная?
Родословная – это ряд поколений, происходящих от одного предка.
Иначе говоря, это история вашего рода.
С историей нашей Кубани тесно связана  история вашей семьи.

- Расскажите о ваших семьях? Кто является членами вашей семьи?
(Рассказывают о родителях, о бабушках и дедушках)
- А знаете ли вы своих прадедушек и прабабушек? Чем  они занимались?
 - Ребята, скажите, кто такие предки?
 ( Высказывания детей)
Словарь: Предок - это старейший родственник по отцовской или по материнской линии или поколение, жившее задолго до на настоящего времени.
 - А потомки?
(Это люди будущих поколений)
Учитель: - Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. Сегодня в нашей стране многие интересуются своей родословной, а вот в  
России тоже раньше было принято  знать свою родословную, особенно среди дворян. Но и среди  простого народа такие традиции существовали.

Учитель: - Вы сейчас тоже попробуете составить свои родословные.

Есть два варианта записи родословной: восходящий ( от потомка, ко всем его предкам) и нисходящий (от общего родоначальника ко всем его потомкам).

Не забудем о том, что представители одного поколения при вычерчивании древа должны находиться на одном уровне. При упоминании женщины нужно указывать её девичью фамилию. У вас на столах лежат так называемые родословные древа. Начнём их заполнять от вас, т.е. от предков к потомкам. Запишите внизу своё имя и фамилию.
Далее ваше древо делится на две условные ветви: справа вы записываете имя и фамилию отца, а слева имя и фамилию матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь делится на две меньшие ветви: здесь вы записываете своих прадедушку и прабабушку по папиной и по маминой линии. Свою родословную вы закончите дома. В этом вам помогут родители.( Чтение на с. 47)


III. Итог урока.
- Что нового вы узнали о своих именах?
-Как в старину давали имена своим детям православные люди?
-Что означает слово именины  и когда они празднуются?
- - Были ли в старину фамилии у казаков?
- На что были похожи первые казачьи фамилии?
- Какое происхождение имеют казачьи фамилии?
- Что такое родословная?
- Для чего нужно интересоваться своей родословной?

Наш урок подошёл к концу. Большое спасибо вам за активную работу!
Хорошо работали следующие ребята…

IV. Домашнее задание.
 Вашим домашним заданием будет закончить составление своей родословной, узнать о происхождении своего имени и фамилии.
Литература.

1 «Кубановедение» Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям./Автор: Е.Н. Ерёменко.- Краснодар -2006г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий